понедельник, 28 ноября 2011 г.

Десятина и материальное служение

Вам не приходилось сталкиваться с тем что некоторые христиане стараются с помощью Библии подтвердить свое личное мнение по какому-то вопросу? Мне приходилось иногда читать в интернете как некоторые христиане, зацепившись за какой-то стих Библейский (который даже не является ключевым в контексте абзаца или главы) проталкивают какую-то свою догму или просто взгляд на какой-либо вопрос.
Допустим, католики, при совершении Евхрастии говорят что после того как их священник помолился то хлеб и вино каким-то образом превращается в реальную плоть и кровь Христа. Ведь в Библии написано: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем." Иоанна 6:56. Поэтому в сознании некоторых закреплено твердое понятие о том что Хлеб и Вино во время Вечери каким-то мистическим образом после молитвы превращается в настоящее тело и кровь Христа, и вкушая их христиане могут быть уверены что Христос пребывает в них. Описан рельный случай когда Мартин Лютер, будучи еще католическим священником, серьезно испугался когда во время Вечери, проводимой им в храме, он представил что держит в своей чаше настоящую кровь Иисуса Христа. Это и есть пример того что люди просто зациклились как каких-то деталях даже не пытаясь порой понять смысл слов "Кровь и Плоть Христа" о которых написано в Писании. Такие понятия о Вечере есть и в Православии, и в Лютерантве наколько я мне известно.

Но в настоящее время в некоторых нео-протестантских церквях введено новое понятие, выдранное из Библии и возведенное в своеобразный культ - это Десятина. На основании неправильно трактовки Ветхого Завета в сознании некоторых верующих твердо укрепился стереотип о том что каждый верующий должен жертвовать церкви, в которой является членом или просто постоянным прихожанином, десятую часть своего дохода. Однажды я даже слышал такое понятие как "обратная десятина" - это когда верующий жертвует 90% своего дохода а на оставшиеся 10% живет. Также всячески культивируется в сознании людей мысль что десятиной можно получить расположение от Бога который обязательно Вам воздаст гораздо больше. Люди считают что отдавая десятину они исполняют одну из заповедей Бога о материальном служении которая обязательна для исполнения и нарушение которой может считаться грехом. Однажды на христианском форуме я увидел фразу одного мессианского верующего который так и говорил: "Десятина это инвестиция." И к сожалению много людей думают сейчас что чем больше денег они пожертвуют на церковные нужды тем больше благословений Бог им даст. 

Давайте разберемся на основе Писания что же на самом деле включает в себя понятие Десятины.

Впервые о десятине упоминается в Быт. 14:20: "Авраам дал десятую часть всего того, что имел, Мелхиседеку, священнику Бога Всевышнего." Десятина практиковалась и у других народов во времена библейских патриархов. Иаков десятину вводит в качестве обета Богу: "…из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть". Быт. 28:22. В то время десятина еще не была обязательным законом, но только выражением особых отношений некоторых патриархов с Богом. В Писании ясно написано что Авраам и Иаков по своему собственному желанию отдали десятую часть - Бог им не заповедовал этого. Они могли отдавать и половину того чего имели если захотели бы. Как-то разговаривал с одной девушкой и она мне сказала: "Авраам отдавал Богу десять процентов того что имел и получал, а мы являемся духовными наследниками Авраама и его обетований, значит должны делать тоже самое..." Ну, вообще-то Авраам делал много чего из того, что недопустимо сейчас для современных христиан. Например из-за того, что долгое время у него не было наследников, Авраам, прежде согласовав со своей женой Сарой, вступил в интимную связь со своей рабыней Агарью, которая затем родила ему сына которому нарекли имя - Измаил. Авраам также делал себе, всему мужскому роду своей семьи и своим рабам мужского пола обрезание крайней плоти - правда обрезание было Божьей заповедью тогдашнего времени. Но десятина такой заповедью не являлось в отличии от обрезания. Иаков тоже приносил Богу, от чистого сердца десятую часть своего дохода - заметьте - его никто не заставлял этого делать. Десятина была жертвой для Бога в те времена.


Далее, читая первые пять книг Моисея, которые называют Законом или Пятикнижием Моисея, мы видим что Десятина была ветхозаветным постановлением. Это было требованием Закона, согласно которому все израильтяне должны были приносить в Скинию/Храм Господний десятую часть всего заработанного и выращенного ими (Левит 27:30; Числа 18:26; Второзаконие 14:24; 2 Паралипоменон 31:5). Некоторые считают, что старозаветная десятина была способом взимания налогов для обеспечения священников и левитов - в некотором смысле они правы. В Древнем Израиле было целое колено Левия, или лучше сказать род, целью которого было служба Богу. Их называли Левитами. Это был большой аппарат священников, фарисеев, книжников, целью жизни которых была служба Богу - в начале в скинии, затем в храме Иерусалимском, ну и конечно в народе Израильском.
Вообще в Ветхом завете можно проследить шесть видов десятин:
1. Десятина Авраама, которую он дал Мелхиседеку, как царю и священнику Бога;
2. Десятина Иакова, которой он закрепил личный завет с Богом;
3. Царская десятина, которую собирал царь Израиля с народа;
4. Десятина одного года – собиралась раз в году для трапезы перед лицом Господа;
5. Десятина трех лет – собиралась для сирот, вдов и левитов, которые жили при доме;
6. Левитская десятина – десятина, которую собирали левиты с народа - на которую ссылаются “помазанники”, когда им нужна свежая сумма.
Из всего этого можно сделать твердый вывод - десятина являлась в первую очередь добровольным актом жертвы Авраама и Иакова, и затем была частью Закона Моисея обязательной для исполнения тогдашнему Израильскому обществу.

А теперь перенесемся во времена Нового Завета, в первоапостолькую церковь Иерусалима. Какая была тогда ситуация в Иерусалиме? После вознесения Христа его Апостолы стали проповедовать Евангелие среди народа который населял тогда Иерусалим. А население тогдашнего Иерусалима было многонациональным - были иудеи и язычники. Иудеи, которые в последствии приняли учение Христа, жили в Иерусалиме и продолжали соблюдать Закон Моисея потому что они были научены ему с самого детства - весь Израиль жил по Закону Моисея тысячилетия. Были также и язычники которые, будучи в христианских общинах, общались с иудеями и часто слышали про то что им нужно сделать обрезание, что им нужно перед едой совершать ритуальное омовение рук, ног и так далее... Об этой проблеме написано в 15-й главе книги Деяний: "Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев." Деяния 15:5. Конечно, десять заповедей тоже относятся к Закону Моисея, но в то время некоторые обращенные из иудеев заставляли обращенных из язычников не только соблюдать десять заповедей, но еще и различные ветхозаветные постановления - к примеру обрезание, употребление в пищу только определенной еды которая считалась чистой, совершать различные обряды для очищения, соблюдать Шаббат и т.д.
Из-за этого возникло очень много разногласий, и был созван первый христианский собор в Иерусалиме, на который собрались Апостолы и пресвитера Иерусалимских церквей чтобы решить нужно было ли соблюдать язычникам Закон Моисея. В конечном итоге собор решил вот что:
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ". Деяние 15:28-29
Обратите внимание на фразу: "и не делать другим того, чего себе не хотите." Собственно говоря все десять заповедей Моисея, кроме соблюдения субботы, заключаются в этой одной фразе - не делайте другим того чего не хотели делать себе. Вы хотите чтобы Вам лгали? Нет. Хотите чтобы Ваша жена или супруг гуляли с кем-то на стороне? Не думаю. Вы хотите чтобы Ваше имя использовали напрасно? Думаю это тоже мало кому понравится. 
Написано также про воздержания от идоложертвенного мяса, удавлины и крови в употреблении в пищу. Раньше у язычников того времени были разные традиции которые приводили обращенных из иудеев в ужас и вызывали отвращения - от этого тогдашний собор просил воздержаться.
Хотелось бы также сказать и про воздержании от блуда. Греческое слобо "блуд", которое употреблялось в тексте Нового завета, означало всякие половые отношения за исключением тех которые были между законными супругами.
Уплата десятины тоже была частью Закона Моисея, которая шла в первую очередь на содержание храма и тогдашнего религиозного аппарата. Поэтому и от ее уплаты обращенные из язычников были освобождены. Они могли вносить пожертвование на содержание храма если хотели по своей воле. Могли также при желании и десятину платить также как и другие иудеи того времени. Никто этого им не запрещал. Но и не заставлял этого делать.

Что же говорит Новый завет о пожертвовании или материальном служении как сейчас говорят?
Очень хороший стих можно прочитать во втором послании к Коринфянам:

"Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; Ибо доброхотно дающего любит Бог" 2-е Кор. 9:7

В Новом Завете нигде не дается четкого указания для христиан сколько они должны жертвовать денег в свою общину - ни о количестве ни о каком-то процентном соотношении. Это не значит что отдавая десятую часть своего месячного дохода вы согрешаете. Нет, не согрешаете. Но и если будете отдавать меньше тоже не согрешите. Главное понять что нет сейчас заповеди Десятины которая была частью Ветхого завета. Теперь все, что Вы будете жертвовать на благо церкви, должно исходить лишь от Вашего сердца. Хотите отдать десятину - хорошо, главное чтобы не было у Вас на сердце какой-то тяжести и недовольства. 
Хотя многим христианам, на мой взгляд, стоит более серьезно относится к материальному служению в своей церкви. Приходя на богослужения вы наверняка увидите Ваших братьев которые будут говорить Вам Слово Божие в своих проповедях. Они проповедуют и одновременно думают как заплатить за аренду помещения, за другие церковные счета, как помочь в некоторых нуждах которые будут возникать у пожилых членов Вашей общины... Часто можно услышать сейчас в некоторых церквях: "Почему мы не проводим евангелизации, почему в соседней церкви хор одет в красивые туники а у нас нет, почему в другом собрании у музыкантов более современные инструменты и т.д." Отнеситесь более серьезно к материальному служению в Вашем собрании - тогда и у Ваших хористов и музыкантов будут красивые одежды и более современные инструменты. Но главное жертвуйте от искренной чистоты Вашего сердца. И не забывайте что Бог взяток не берет. Вашими десятинами его не купишь. Есть люди, кто когда-то в лихие 90-е годы в пост-советском пространстве, были криминальными авторитетами. Сейчас они либо на кладбище, либо на зоне либо стали успешными бизнесменами. Последние взяли моду строить за свой счет Православные храмы и часовни пытаясь таким образом взыскать расположения у Бога. Но как я говорил ранее - Бога невозможно купить - только практическим исполнением Его заповедей и Святой жизнью можно получить Его расположение и благословения.